Об ответственности за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения
- В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» Совет по аудиторской деятельности рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности.
- Поручением Президента Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. по вопросам аудиторской деятельности предусмотрено, среди прочего, принять меры, направленные на повышение ответственности аудиторов за результаты проверки.
- Во исполнение указанного поручения подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этим проектом предполагается установление уголовной и административной ответственности за подписание заведомо ложного аудиторского заключения. При этом согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудиторское заключение признается заведомо ложным судом. Заведомо ложное аудиторское заключение – аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита.
3.1. В части административной ответственности проектом федерального закона предусматривается:
1) введение административной ответственности должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц в случае подписания аудиторского заключения, впоследствии представленного аудируемому лицу (лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг) и признанного судом заведомо ложным, если это не повлекло причинения вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым интересам общества или государства;
2) установление за данное административное правонарушение наказания в виде административного штрафана должностных лиц от 20000 до 50000 рублей; на индивидуальных предпринимателей – от 50000 до 100000 рублей; на юридических лиц – от 100000 до 500000 рублей. Размеры административного штрафа определены исходя из схожих по существу административных правонарушений (предоставление недостоверных результатов исследований (испытаний), др.);
3) возложение полномочий по составлению протоколов об указанных административных правонарушениях на должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;
4) возложение полномочий по рассмотрению дел об указанных административных правонарушениях на мировых судей и судей арбитражных судов.
3.2. В части уголовной ответственности проектом федерального закона предусматривается:
1). введение уголовной ответственности аудиторов в случае подписания аудиторского заключения, впоследствии представленного аудируемому лицу (лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг) и признанного судом заведомо ложным, если это деяние повлекло причинение вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым интересам общества или государства;
2). установление за данное преступление наказания в виде штрафа в размере от 100000 до 300000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
3). возложение полномочий по ведению предварительного следствия по уголовному делу об указанном преступлении на следователей органов внутренних дел Российской Федерации и следователей органов, выявивших такое преступление;
4) отнесение рассмотрения уголовного дела об указанном преступлении, к подсудности районного суда.
3.3. Указанные в пунктах 3.1 и 3.2 административная и уголовная ответственность вводятся в дополнение к ответственности, предусмотренной Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона подписание аудитором заведомо ложного аудиторского заключения является основанием аннулирования квалификационного аттестата аудитора. В соответствии с пунктом 7 части 15 статьи 18 указанного Федерального закона признание аудиторского заключения заведомо ложным является основанием для прекращения членства аудиторской организации, аудитора в саморегулируемой организации аудиторов.
- В связи с введением уголовной ответственности аудиторов за подписание заведомо ложного аудиторского заключения проектом федерального закона предусматривается поправка в УК РФ, исключающая упоминание частного аудитора в статье 202 УК РФ.
- Материалы по данному вопросу направлены членам Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности 31 марта с.г.