Пока в проекте

Об ответственности за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения

  1. В соответствии с  пунктом 1 части 2 статьи 16 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» Совет по аудиторской деятельности рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности.
  2. Поручением Президента Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. по вопросам аудиторской деятельности предусмотрено, среди прочего, принять меры, направленные на повышение ответственности аудиторов за результаты проверки.
  3. Во исполнение указанного поручения подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этим проектом предполагается установление уголовной и административной ответственности за подписание заведомо ложного аудиторского заключения. При этом согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудиторское заключение признается заведомо ложным судом. Заведомо ложное аудиторское заключение – аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита.

3.1. В части административной ответственности проектом федерального закона предусматривается:

1) введение административной ответственности должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц в случае подписания аудиторского заключения, впоследствии представленного аудируемому лицу (лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг) и признанного судом заведомо ложным, если это не повлекло причинения вреда  правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым интересам общества или государства;

2) установление за данное административное правонарушение наказания в виде административного штрафана должностных лиц от 20000 до 50000 рублей; на индивидуальных предпринимателей – от 50000 до 100000 рублей; на юридических лиц – от 100000 до 500000 рублей. Размеры административного штрафа определены исходя из схожих по существу административных правонарушений (предоставление недостоверных результатов исследований (испытаний), др.);

3) возложение полномочий по составлению протоколов об указанных административных правонарушениях на должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;

4) возложение полномочий по рассмотрению дел об указанных административных правонарушениях на мировых судей и судей арбитражных судов.

3.2. В части уголовной ответственности проектом федерального закона предусматривается:

1). введение уголовной ответственности аудиторов в случае подписания аудиторского заключения, впоследствии представленного аудируемому лицу (лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг) и признанного судом заведомо ложным, если это деяние повлекло причинение вреда  правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым интересам общества или государства;

2). установление за данное преступление наказания в виде штрафа в размере от 100000 до 300000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

3). возложение полномочий по ведению предварительного следствия по уголовному делу об указанном преступлении на следователей органов внутренних дел Российской Федерации и следователей органов, выявивших такое преступление;

4) отнесение рассмотрения уголовного дела об указанном преступлении, к подсудности районного суда.

3.3. Указанные в пунктах 3.1 и 3.2 административная и уголовная ответственность вводятся в дополнение к ответственности, предусмотренной Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона подписание аудитором заведомо ложного аудиторского заключения является основанием аннулирования квалификационного аттестата аудитора. В соответствии с пунктом 7 части 15 статьи 18 указанного Федерального закона признание аудиторского заключения заведомо ложным является основанием для прекращения членства аудиторской организации, аудитора в саморегулируемой организации аудиторов.

  1. В связи с введением уголовной ответственности аудиторов за подписание заведомо ложного аудиторского заключения проектом федерального закона предусматривается поправка в УК РФ, исключающая упоминание частного аудитора в статье 202 УК РФ.
  2. Материалы по данному вопросу направлены членам Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности 31 марта с.г.

 

Leave a Comment