Они о нас

Диалог — действующие лица:

М. Смотряев, ведущий программы «Пятый этаж» — (V)

И. Хандриков, эксперт Национального антикоррупционного комитета России — (НАК)

V — Почему мы не очень хорошо понимаем, что такое коррупция и как с ней бороться? Потому что в массах существует убежденность, что если человек приехал на дорогой машине, наверное, «наворовал». Поэтому временами борьба с коррупцией подменяется борьбой с большими деньгами.

НАК — На Украине вовсю свирепствует олигархический капитализм. Россия перешла на новый, более высокий уровень государственно-олигархического капитализма, где роль государства усиливается, присутствует «кормление», о котором шла речь. Россия ведет себя как сословное государство, и в этих условиях коррупция – это норма, в отличие от более развитых государств, где это – нарушение.

То же самое и на Украине, где, как говорят, каждый километр границы принадлежит какому-то депутату. И изменить что-то в этом пришлому «варягу» из страны, где действительно был потрясающий опыт борьбы с коррупцией, пока, скорее всего, невозможно. И страна больше, и ресурсы требуются большие, и менталитет пока совершенно другой.

В отличие от России, там имеется некая политическая конкуренция, но нет независимой судебной системы, хотя есть независимые СМИ. Пока трудно говорить о гражданском общественном контроле, без которого борьба с коррупцией просто невозможна. Но Украина в этом смысле в лучшем положении, чем Россия, где перспективы очень печальны.

V — Есть точка зрения, что в определенных условиях коррупция может выполнять замещающие и даже положительные функции, если не существует верховенства закона, она удерживает экономическую систему страны от полного развала.

НАК — Согласен. В условиях дефицита юридических механизмов работает механизм коррупционный. Мы уже говорили о примере Грузии, есть еще пример Казахстана. Там государственная структура более рыхлая, и она позволяет развиваться неким родственным кланам, но также и гражданскому обществу, и малому и среднему предпринимательству.

V — С полицией вопрос решить, конечно, проще – нанять молодых ребят и быстро обучить по ходу дела. А вот судьи из вчерашних школьников будут неважные. Что касается коррупции в верхах, то существует точка зрения, что в странах Запада все точно так же, только они искусно маскируются. Что касается механизмов влияния, то за них в странах Запада действительно сражаются представители элиты, и время от времени возникают скандальные дела, в том числе и коррупционные, из чего можно сделать вывод, что это общечеловеческая черта.

НАК — В России политическая коррупция значительно более влиятельна, чем бытовая. В последние годы мы практически лишились возможности выбирать власть, политическая конкуренция свелась к минимуму, имеется колоссальное влияние на судебную систему, высшие чиновники используют свое положение для реализации политических, финансовых и прочих амбиций. О политической коррупции обычно говорят редко, но у нас это – одна из самых страшных и опасных вещей. Она фактически лишает граждан всех прав.Би-би-си

P.S.

За океаном взяточничество неэтично. Однако, где-то в Африке, Азии, а также ряде стран востока некоторые разновидности взяток преподносятся, как неотделимая сторона бизнеса. Например, в странах этих регионов от входящей на рынок той же американской фирмы способны попросить деньги, часть продукции или услуг. Этично ли это? Можно ли отнести подобного рода подарки к коррупциогенным проявлениям. Или же данный случай мздоимства просто бизнес-практика.

Неприятие граждан США к взяткам просматривается в законодательном акте, принятом в 1977 году их Конгрессом, который прямо так и запрещает американским компаниям «предлагать» государственным служащим то, от чего последним трудно отказаться. Имеется ввиду, подарки, деньги за оказанное им, со стороны чиновников, всемерное содействие продвижение, сохранение, укрепление частного бизнеса. Компания за данный факт может быть оштрафована на целый миллион долларов. Кстати, в советское время за это человека могли надолго лишить свободы или даже расстрелять.

Однако, в большинстве стран столь жёсткое порицание взяточничества остаётся на бумаге, поэтому издревле сложившиеся взятко-давальческие механизмы подменяют нормы права и порядочности. Мало того, в ряде стран взятка всего лишь обычай и не более того. Знак благодарности, а может быть и дружбы. В странах восточно-африканского региона испрошенный денежный подарок вообще используют для устройства праздника в честь его дарителя.

Таким образом, что для того же американца или европейца кажется обыкновенной взяткой в иных странах трактуется чуть ли не проявлением вежливости, уважения, признательности.

Leave a Comment