Ревизоры в зоопарке (1951)

В течение некоторого времени в адрес КРУ периодически поступали сигналы о том, что в кассах Ленинградского зоопарка кассирами присваивалась выручка. Такие же сигналы и получал ОБХСС города.

Несколько раз аппарат КРУ летом, по воскресеньям, когда посещаемость м кассовая выручка очень велики, производил силами почти всего аппарата проверки сохранности выручки во входных кассах зоопарка. Это была сложная операция. Работали одновременно 8-10 касс. Нужно было сначала открыть работу дополнительных касс, чтобы не тормозить вход посетителей, перевести на них очередь посетителей, закрыть работавшие кассы, пересчитать проданные билеты и сверить с полученной выручкой. Вся эта работа проводилась одновременно, на каждую кассу были направлены по два ревизора.

Однако эти проверки ничего не давали, устанавливались недостачи или излишки от 3 до 15 рублей, это фиксировалось актами, суммы восстанавливались кассирами, но это было не то, о чём писалось в сигналах.

Наконец ОБХСС договорилось с нашим руководством о том, что после очередной проверки работы касс всех кассиров будут проверять работники ОБХСС в помещении бухгалтерии зоопарка. И вот в ревизии, проводившейся в сентябре 1951 года, было выявлено присвоение кассирами выручки из касс. У десяти кассиров были обнаружены при обыске в белье т платьях кармашки, в которых находились деньги по 200 и более рублей, а одного кассира – 500 рублей, что мы, не имея прав на проведение обыска, установить ранее не могли.

Нужно сказать, что в это время наплыв посетителей в зоопарк был очень велик, так как впервые после войны в Ленинграде появился прибывший из Чехословакии слон Бэби. Наша ленинградская слониха Бэтси погибла при бомбёжке Петроградской стороны осенью 1941 года. В Ленинградском зоопарке слонов не было 10 лет. Погода стояла хорошая, время совпало с приездом детей с дач к началу учебного года, публика валом валила в зоопарк.

Мы проверяли работу наружных касс и внутри зоопарка – площадку катания на пони и карусель, где были отдельные кассы.

Действующей инструкцией зоопарка по учёту и реализации входных билетов, утверждённой Министерством Финансов СССР (имевшейся в Ленинградском зоопарке), требовалось сохранение входных билетов на руках у посетителей до конца пребывания в зоопарке. В нарушении этой инструкции контролёры у входа отбирали билеты у посетителей и снова передавали их в кассу, в результате один и то же билет возвращался в кассу по несколько раз. Особенно «удобно» контролёрам было, когда проходила большая группа, коллективно, тогда кассир отрывала сразу длинную ленту (билеты были рулонные, как трамвайные), контролёр «прятала» эту ленту в рукав или в карман, а потом возвращал её в кассу. Билет для взрослых тогда стоил 3 рубля, детям – дешевле.

Кассиры и контролёры ревностно следили за количеством возвращённых билетов, а потом дели выручку. В карманах у кассиров была обнаружена именно эта, ещё не поделённая выручка.

Работниками ОБХСС были обнаружены у кассиров деньги от выручки за «левые» билеты на сумму более 2 тысяч рублей. Потом кассиры объясняли, что это были их личные деньги и что это – выручка «за несколько дне». Но этот не было принято во внимание.

Комсомольцы-дружинники в течение недели вели учёт посещаемости, патрулировали незаметно и считали посетителей, прошедших в ворота зоопарка. Когда сравнили в период ревизии данные зоопарка о посещаемости в это период с данными учёта дружинников, составлявших ежедневно сводки, то получилась большая разница в численности посетителей зоопарка. Данные старшего кассира о посещаемости были значительно  ниже, чем числилось по учёту дружинников, а значит и выручка, соответственно, оприходована была в меньшей сумме.

Рослее ареста десяти кассиров и директора зоопарка Рабиновича работник КРУ и ОБХСС ушли, а я одна осталась ревизовать зоопарк.

Ревизия была тяжёлая, к уголовной ответственности привлекалось одиннадцать человек. Нужно было доказать факт присвоения денежных средств, показать методы хищения. Кроме того, надо было проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности зоопарка. Приходилось не раз обращаться к Ленинградскому бюро погоды, для сравнении брались сведения о погоде за десять лет, та как работник зоопарка, стремясь занизить сумму присвоения, объясняли низкую выручку за август-сентябрь прошлых лет – плохой погодой и другими причинами.

Интересно то, что сразу после проверки работы касс и ареста кассиров при новых кассирах выручка, даже в непогожие и будние дни, значительно выросла.

Leave a Comment